Версия для слабовидящих
 

Открытые уроки

29 октября 2017 г.
План – конспект урока по истории на тему «XVII век в историческом развитии России» учителя истории и обществознания МАОУ "СО (РК) Ш №2" Зайцевой Натальи Барыевны

Тема урока: «XVII век в историческом развитии России»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Технология: игровая.

 Цели урока:

 Образовательная: систематизация и контроль качества знаний учащихся. Закрепление знания и формирование у учащихся устойчивых представления об истории России XVII века.

 Развивающая: формирование мыслительных умений анализа, синтеза, сравнений, повышение мотивации школьников к учению.

 Воспитательная: воспитать уважительное отношения к историческому прошлому.

 Оборудование: мультимедийная презентация «Россия в XVII веке, раздаточный материал: иллюстрации, тесты, карта, маршрутные листы, жетоны, листы с датами.

 Задача урока: Проверить знания учащихся по изученному разделу «Россия в XVII веке».

 Этапы урока:

 I. Организационный момент; (1 минута)

 II. Актуализация (4 минуты)

 III. Опрос; (25 минут)

 IV. Подведение итогов; (6 минут)

 V. Домашнее задание. (3 минуты)

 VI. Рефлексия; (1 минута)

 Ход урока:

 I. Организационный момент (1 минута);

 За окном XXI век, а поздороваться я с вами хочу, как здоровались наши предки в далеком XVII веке. Здравствуйте же многие лета! Неугодно ли вам сесть, господа и послушать речь мою?

 II. Актуализация (4 минуты);

 Несколько уроков подряд мы с вами изучали Россию в XVII веке: ее экономику, внутреннюю и внешнюю политику, культуру и быт сословий. Как вы помните, это век многие историки называли «Бунташным» из-за многочисленных восстаний. Сегодня у нас необычный урок, мы вспомним все, что мы изучили в виде исторической игры. Мы выявим знатоков по истории, вам будет предложены различные задания, за каждое правильное задание или ответ будете получать жетончик. Старайтесь работать тихо, ведь у ваших соперников есть уши.

 Сообщение темы и целей урока:

 Ребята, какие события XVII в. мы изучили на последних уроках истории? Реформа церкви, Медный, Соляной бунты, Соловецкое восстание, русско-турецкая и русско-польская войны, Открытие Славяно - греко латинской академии и многие другие явления. Как повлияли эти события на государство Российское? Безусловно, изменились границы государства, люди стали более образованными и более готовыми к грядущим переменам. Давайте сформулируем тему нашего урока.

 Тема: «XVII век в историческом развитии России»

Цель: подойти к пониманию того, какое значение имел XVII век для дальнейшего развития России.

III. Опрос (25 минут);

Прежде чем приступить к опросу, разделить детей на 3 команды. Дать задание: придумать название команды, но оно непременно должно быть связано с темой урока (Разинцы, Землепроходцы, Первопроходцы, Бояре, Казаки, Романовы).

1 – й этап: «Где кто?» Команды получают одинаковое задание для всех, которое расположено на слайде презентации. На нем представлены 6 портретов исторических деятелей XVII века и 6 имен, под портретом подсказка, если дети затрудняются с ответом. Задача команды за 2 – 3 минуты написать на маршрутном листе, к какому имени относится тот или иной портрет (например: 2 – 2). Выигрывает та группа, которая не только быстро, но и правильно справилась с заданием. За каждый правильный ответ жетон (1 балл).

2 – й этап: «Историческая математика». Предложить детям заняться несложной «исторической математикой»: год + правитель = событие. С условием задания учащиеся могут ознакомиться на слайде.

1. ? + Земский собор = Избрание Бориса Годунова на царство. (1598)

2. 1606 + ? = Восстание Ивана Болотникова. (Болотников)

3. 1613 + Земский собор = ? (Избрание Михаила Романова Царем)

4. ? + Участники церковного Собора = Избрание Филарета патриархом Московским и всея Руси. (1619)

5. 1648 + Алексей Михайлович = ? (Соляной бунт)

6. ? + Алексей Михайлович = Медный бунт. (1662)

Дети в команде сообща записывают на маршрутном листе пропущенные факты (один лист на одну команду) и по истечении времени (4 минуты) отдают лист педагогу. Жетоны получает каждая команда, исходя из количества правильных ответов.

3 – й этап: «Третий лишний» Учащиеся должны найти в ряду слов лишнее слово и объяснить, почему они сделали именно такой выбор.

1. Дежнев – Пожарский – Поярков

2. Минин – Ермак – Пожарский.

3. Ермак – Строгановы – Василий Шуйский.

4. Болотников – Стадухин – Дежнёв.

5. Болотников – Поярков – Разин.

6. Дежнев – Годунов – Хабаров.

7. Деревянное зодчество – московское барокко - парсуна

8. Автобиографическая повесть – календарь – сатирическая повесть.

Каждая команда сообща решает, как ответить на поставленное задание, от каждой группы выходит к доске по одному участнику с листком, первым отвечает тот, чья команда была быстрее. По итогам этапа каждая команда получает столько жетонов, сколько правильных ответов.

4 – й этап. «Тематические понятия».

Учителем зачитываются каждой группе по 3 тематических понятия, задача внимательно выслушать и дать верный ответ:

Для 1 команды:

 1. Как называлась ткань на шелковой основе с золотым шитьем, имеющая сложные узоры? (Парча)

 2. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике? (Мануфактура)

 3. Часть украинских казаков, принимаемых на службу правительством за жалованье и внесенная в особый список под названием реестр? (Реестровые казаки)

 Для 2 команды:

 1. Керамические плитки для облицовки печей, стен и т.д.? (Изразцы)

 2. Лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности? (Черносошные крестьяне)

 3. Обиходное название старшего православного священника? (Протопоп).

Для 3 команды:

1. Как называли плотную хлопчатобумажную или шелковую ткань? (Тафта)

 2. Городская и сельская беднота, не имевшая постоянного места жительства и нанимавшаяся на различные работы (в народе их называли «гулящими» людьми)? (Голыдьба)

 3. Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя? (Самодержавие).

 В итоге жетоны получает та команда, где дети после 5 минутного совещания назвали безошибочно все три понятия.

5 – й этап. «Рыбалка» Каждая команда выбирает одного человека, который будет участвовать (не участвовавший в прошлых заданиях). В маленьком пакетике лежат свернутые даты (10 штук). Ребенок с закрытыми глазами опускает туда руку и достает лист с датой. После того, как дата становится открыта, он должен назвать, какое событие произошло в это время, чем вызвано и чем закончилось. Если участник затрудняется, ему могут помочь члены команды. Правильный ответ – 1 жетон.

Даты: 1648 год Соляной бунт, 1662 – Медный бунт. 1667 – Восстание С.Т. Разина, 1606 Восстание И. Болотникова, 1632 г. – Смоленская война. 1676 – 1681 Русско-турецкая война. 1654 – 1667 г. Русско-польская война, 1687 – Открытие Славяно - греко латинской академии, 1687 и 1689 г. – Крымские походы, 1668 – 1676 г. Соловецкое восстание.

6 – й этап. «Кто быстрее соберет» Детям раздаются конвертики с разрезанной на части картой России к концу XVII века в виде геометрических фигур.

Задача собрать карту, и назвать территории, которые вошли в состав России к концу XVII века (вследствие Андрусовского перемирия, который в последствии был заменен на «вечный мир» с Польшей и Бахчисарайского мирного договора - присоединение Чернигово-Северских земель, Левобережной Украины и Киева, Сибири).

Побеждает та команда, которая быстро, правильно соберёт карту и ответит на вопрос.

IV. Подведение итогов (6 минут);

Итак, давайте подведем итоги нашего необычного урока. Каждая команда подсчитывает количество набранных жетонов. Та команда, у которой жетонов больше, является победителем. А теперь вернемся к цели, поставленной в начале урока: Какое значение имел XVII век для исторического развития России? Выслушать отвечающих детей.

Постепенно, увеличивая свои границы, люди стали более образованными и т.д. К Концу XVII века Россия была полностью готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии будут проведены Петром I

V. Домашнее задание (3 минуты);

Учащимся предлагается домашнее задание по выбору: Для получения оценки "5", учащимся следует написать эссе на тему "XVII век в истории России". Для получения "4", учащиеся могут подготовить рассказ о понравившемся историческом деятеле изученного периода. Для получения оценки "3" учащимся достаточно повторения сведений ранее изученных параграфов по теме.

Творческое задание. В соответствии со своими способностями учащиеся также могут выбрать дополнительное задание: нарисовать иллюстрацию к одному из самых важных событий периода, написать стихотворение, придумать интересные задания для одноклассников. За выполнение подобного задания ставится дополнительная оценка.

VI. Рефлексия; (1 минута);

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Вам понравилось занятие? Почему? Чтобы вы ещё хотели узнать роли 17 века в истории нашего государства? Благодарю за активную работу и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.


Раздаточный материал

(маршрутный лист команды)

1 этап. Где кто?

2 этап. «Историческая математика»

  1. ? + Земский собор = Избрание Бориса Годунова на царство.
  2. 1606 + ? = Восстание Ивана Болотникова.
  3. 1613 + Земский собор = ?
  4. ? + Участники церковного Собора = Избрание Филарета патриархом Московским и всея Руси.
  5. 1648 + Алексей Михайлович = ?
  6. ? + Алексей Михайлович = Медный бунт.

3 этап. «Третий лишний»

1. Дежнев – Пожарский – Поярков

2. Минин – Ермак – Пожарский.

3. Ермак – Строгановы – Василий Шуйский.

4. Болотников – Стадухин – Дежнёв.

5. Болотников – Поярков – Разин.

6. Дежнев – Годунов – Хабаров.

7. Деревянное зодчество – московское барокко - парсуна

8. Автобиографическая повесть – календарь – сатирическая повесть.

4 этап. «Тематические понятия»

1.

2.

3.

5 этап. «Рыбалка»

Дата = Событие.

6 этап. «Кто быстрее соберет»

Собрать карту и перечислить, какие изменения произошли на границах России к концу XVII века.

7 этап. «Соотнесите понятия»

Заповедные лета Указ, устанавливающий пятилетний срок беглых

крестьян.

Урочные лета Повинность зависимого населения в пользу

владельцев вотчин и поместий, работы в

хозяйстве помещика на его земле.

Оброк Условное земельное владение, предоставленное

государственным дворянам за несение военной

и государственной службы.

Барщина Земельная собственность и связанные с ней

права на зависимых крестьян. Передавалась по

наследству, принадлежала боярам.

Вотчина Форма платежа зависимого крестьянина

феодалу, при котором расчет производится

деньгами или продуктами труда.

Поместье Запрет на переход крестьян от помещика к помещику.

8 этап. «Соотнесите даты и события»

Рефлексивный анализ урока

Тема «XVII век в историческом развитии России».

 Образовательная. Систематизация и контроль качества знаний учащихся. Закрепление знания и формирование у учащихся устойчивых представления об истории России XVII века.

 Развивающая. Формирование мыслительных умений анализа, синтеза, сравнений, Повышение мотивации школьников к учению.

 Воспитательная. Показать необходимость уважительного отношения к историческому прошлому, значение его для изучения настоящего и будущего.

 Задача проведенного урока: Проверить знания учащихся по изученному разделу «Россия в XVII веке».

 Оборудование: мультимедийная презентация «Россия в XVII веке, раздаточный материал: иллюстрации, тесты, карта, маршрутные листы, жетоны, листы с датами.

 Список литературы:

1) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2011.

2) Колесниченко Н.Ю. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко - Волгоград: Учитель, 2013. - 447 с.

3) Суркова Н.Б., О.А. Яровая. История. 5-8 кл.: интерактивные методы преподавания – Волгоград: Учитель, 2010. – 141 с.

4) Теория и практика обучения истории. Словарь справочник, 2006. – Электронный ресурс.

5) Черкашина Т. История 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся. – Волгоград: Учитель, 2012. – 100 с.

Место проведения: МАОУ "СО (РК) Ш№2"

Методы и формы обучения:

 Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроль, объяснительно-иллюстративный

 Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Повторительно-обобщающий урок на тему «XVII век в историческом развитии России» с применением игровой технологии. Цель урока была следующая: проверить знания учащихся по изученному разделу «Россия в XVII». Основной задачей проведенного урока была необходимость проверки знаний учащихся по изученному разделу «Россия в XVII веке».

На уроке были использованы следующие методы: наглядные (иллюстрация, демонстрация), словесный (объяснение), работа с картой. Были выбраны индивидуальная, групповая формы работы.

Повторительно-обобщающий урок проходил в 7 этапов: организационный момент (1 минута), актуализация (4 минуты), опрос (25 минут), подведение итогов (6 минут), домашнее задание (3 минуты) и рефлексия (1 минута). Все этапы были четко соблюдены.

Урок начался с организационного момента, задача которого состояла в том, чтобы подготовить учащихся к работе на уроке и повысить мотивацию к теме урока.

На этапе актуализации, учащимся было объявлено, что урок пройдет в необычной форме, в виде интеллектуальной исторической игры. Этот этап урока был непродолжительным и позволил быстро включить учащихся в ход урока.

Затем ученики при помощи наводящих вопросов учителя и целеполагания сформулировали тему предстоящего урока, поставили перед собой цель: в течение урока подумать, а в конце ответить на вопрос «Какое значение имел XVII век для развития России?». Данное задание способствовало развитию коммуникативных УУД.

Следующий этап урока – это опрос. Весь этап был проведен в игровой технологии, что способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся. Получение жетонов за верные ответы заметно повышали мотивацию у детей, способствовало формированию личностных и регулятивных УУД.

Задание первого этапа игры на соотношение портрета исторических деятелей и их имен способствовало проверке полученных на предыдущих уроках предметных УУД. С этой целью использовался объяснительно-иллюстративный метод.

Следующие этапы игры под названиями «Историческая математика» и «Третий лишний», «Рыбалка» были нацелены на проверку знаний учащихся по ранее изученным персоналиям, фактам, событиям и датам XVII века. Учащиеся коллективно обсуждали назревшую проблему, проявляли активность при решении познавательной задачи в группе, использовали ранее полученные знания – все это наглядно демонстрировало результаты предыдущих уроков, ранее сформированные предметные, коммуникативные и регулятивные УУД. Данные умения, являются актуальным навыком, необходимым для использования в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.

Завершающий этап игры "Кто быстрее соберет" осуществлял проверку знания школьниками карты. Учащиеся закрепляли свои умения работы с ней, показывали территории, вошедшие в состав России к концу XVII века, рассказывали причины присоединения. Данное задание является метапредметным, при его выполнении учащиеся показали навыки, приобретенные на уроках географии.

Задания игры развивали логику учащихся и показали высокий уровень работоспособности. На протяжении всего урока был выдержан системно-деятельностный подход. Со всеми полученными заданиями школьники успешно справились, за каждое правильно выполненное задание учащиеся получали поощрение, для повышения мотивации. Групповая форма работы способствовала развитию коммуникативных и личностных УУД.

В конце урока учащиеся вместе с учителем вернулись к вопросу: «Какое значение имел XVII век для исторического развития России?». Данный вопрос помог учителю понять уровень усвоенных учащимися знаний и сформулировать домашнее задание.

В следующем этапе урока учащиеся были ознакомлены с дифференцированным и м домашним заданием. Объем и содержание домашнего задания осуществлялся с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся. Задания способствовали развитию способностей детей, углублению их знаний. Выполняя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения. Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.

Последний этап урока рефлексия. У учащихся была возможность реально оценить свою работу на уроке, тем самым применить регулятивное УУД.

Школьники активно участвовали в процессе урока. Благодаря игровым приемам удалось решить многие важные задачи в обучении и воспитании учащихся. В игровых видах деятельности учащиеся чувствовали себя свободно и комфортно, охотно принимали правила игры, требования каждого задания, проявляли лидерские качества, демонстрировали умение работать в группах, применять знания в нестандартных ситуациях.

Задания и вопросы на уроке предлагались с учетом возрастных возможностей каждого из учеников класса. В связи с этим ученики успешно выполнили задание. Благодаря рациональному распределению рабочего времени на всех этапах учебного процесса, урок не был перегружен информацией.

Урок с применением игровой технологией помог решить серьезные учебные проблемы учащихся, помог привлечь их внимание к дальнейшему изучению предмета. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно трудные вопросы интеллектуальной игры побудили учащихся к значительным умственным усилиям.

План урока был выполнен, были реализованы цели и задачи урока. Формы и методы обучения были выбраны в соответствии с типом данного урока.

Тема урока: «Человек славен добрыми делами»

Тип урока: усвоения новых знаний. (урок открытия новых знаний)

По старому:

Цели урока:

Образовательная: подвести к пониманию добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человечества.

 Развивающая: продолжать формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;

 Воспитательная: воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умение общаться

 По ФГОС

 Цель: Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела, воспитывать культуру общения.

 Задачи урока: подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться.

 Оборудование: мультимедийная презентация "Человек славен добрыми делами",

 Этапы урока:

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

V. Первичная проверка понимания

VI. Первичное закрепление.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока:

 I. Организационный этап.

Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Прошу садитесь.

Я очень рада вас видеть, мне приятно видеть ваши улыбки! Сегодня у нас необычный урок, урок -рассуждение. Мы будем выявлять проблему, искать пути и выходы из нее и фиксировать все в наших рабочих листах. Я надеюсь на вашу активность и на то, что урок вам очень понравится.

 II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обратите внимание на парту. (Задание 1.) На каждой парте у вас лежит свой "Цветик-пятицветик", на трех его листочках располагается одно высказывание известного человека. И вашей самой первой задачей будет выбор наиболее подходящего высказывания к нашему уроку. В конце урока каждый покажет свой выбор и мы обязательно обменяемся мнениями.

Учащимся предлагается просмотр видеофрагмента на тему:"Добрые дела" по окончании которого школьникам необходимо сформулировать тему урока.

- Ребята, о чем данное видео? (О добре, о том, как люди совершают добрые дела);

Тема: "Человек славен добрыми делами".

Ребята, а какую проблему мы можем выделить из просмотренного видеоролика? (Выслушать ответы детей и подвести к выводу) Далеко не каждый человек способен на добрые поступки. Зачастую люди отмахиваются от чужих проблем со словами: "Мне это не надо, меня это не касается". Выявив проблему, давайте сформулируем задачу урока: выяснить, что такое добро? Понять, что значит быть добрым?

III. Актуализация знаний.

- Ребята, как вы думаете, а почему урок-размышление? (Выслушать ответы детей)

- Каждый день вы, случайно или нет, попадаете в ситуацию выбора между добром и злом - в автобусе, в школе, на улице, общаясь со сверстниками. И только от вас зависит то, какую сторону вы выберете. Добро, как известно, всегда противостоит злу. А что же означает это слово? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Что такое добро? Кого называют добрым?

(Задание 2.) Давайте подумаем, какие синонимы можно придумать к слову "добро"? Посмотрите в свои рабочие лист, задание 1. Запишите пять синонимов в столбик (дети называют свои варианты).

Вот как много слов могут олицетворять добро: милосердие, сострадание, отзывчивость, любовь. И я думаю, вы заметили, что это все только положительные качества человека.

(Задание 3.) На каждое состояние души, а добро им непременно является, есть своя пословица, и сейчас я хочу предложить одно интересное задание (На слайд выводятся в картинках зашифрованные пословицы):

- не ищи красоты, а ищи доброты; (не, мужик с металлоискателем, красивое лицо, а, Яндекс, объятия)

- доброе слово доходит до сердца; (доброе, word, пешеходный переход, сердце)

- злой плачет от зависти, а добрый – от радости; (злой смайлик, от зависти, а, добрый смайлик, от, happy).

- Делая зло, на добро не надейся. (do, чертик, на, фото объятий, не, фото Наденьки из камеди вумен)

На что мотивируют вас эти пословицы? (Выслушать ответы детей) А мне сразу хочется делать добрые дела безвозмездно и стараться помогать каждому, кто нуждается в помощи.

(Задание 4.) А сейчас, я предлагаю посмотреть вам один видеосюжет на тему: "Она заплатила самую высокую цену"

Как вы понимаете слова продавца: "Она заплатила самую высокую цену?" Девочка, ради улыбки сестры отдала все, что у нее было, проявила максимум доброты ласкового, дружеского и заботливого отношения.

Чему она вас учит? Спешите делать добрые дела и дарить любовь.

(Задание 5.) Ребята, у меня одна замечательная индейская притча. А знаете ли вы что такое притча? Притча – это поучающий рассказ, имеющий в себе скрытый смысл, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Кто из вас хорошо читает, громко, четко, с выражением? Дать желающему ребенку прочесть у доски притчу о двух волках.

"Притча о двух волках"

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

О чем эта притча? (выслушать ответы детей) В душе каждого человека живут две нравственные половины, добро и зло. Вспомните русские народные сказки, былины, какая сторона в них побеждает? (Добро) А вы заметили, что добро побеждает в результате борьбы, сражений, убийства злодеев. Какой мы вывод должны от сюда сделать (На слайде для подсказки стихотворение: Добро должно быть с кулаками, добро суровым быть должно, чтобы летела шерсть клоками, со всех, кто лезет на добро)?

Вывод: Добро может быть добром только тогда, когда оно в состоянии защищать себя, противостоять злу и побеждать его.

(Задание 6.) Ребята, а знаете ли вы, что для того, чтобы быть добрым, нужно придерживаться определенных правил? Давайте составим некоторые из них. В рабочих листах у вас располагается лишь одна часть правила, а другую вы должны придумать сами. У вас на выполнение этого задания 3 минуты.

1._______________________вернется к тебе,

2. Будь________________________к людям;

3. Делай______________________________.

4. Не __________________________ на зло.

5. ___________________ другим их ошибки.

6. Жалей ________________________ себя.

V. Первичная проверка понимания

(Задание 7.) Сегодня вы узнали, что такое добро? (Выслушать ответы детей: это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать хорошо другим, совершать добрые дела). И сейчас мне хотелось бы узнать, а какие добрые поступки совершали вы? На ваших рабочих местах лежат пустые сердечки, запишите пожалуйста в них то доброе дело, которое оставило след в вашем сердце.

(Как только дети закончат, попросить прочитать каждого в быстром темпе произнести написанное). Вывод: каждый человечек способен совершать добрые дела и поступки! Изменились ли вы сейчас?

А теперь, я предлагаю посмотреть вам еще один видеосюжет. Он непременно заставит вас задуматься о чем то. Просмотр видео "Скажи миру "Да"!"

Чему научил вас этот видеосюжет? Тому, что делая доброе дело не нужно ждать благодарности.

VI. Первичное закрепление.

(Задание 1.) И сейчас я попрошу вас вернуться к нашим цветикам-пятицветикам и выбрать самое лучшее высказывание. Оторвите листочек и протяните руку вверх (выбрать тот, каких больше):

«Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

Л.Толстой

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»

М. Сервантес

«Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого»
Демокрит

Итог урока: Человек славен истинными добрыми делами, измеряющимися бескорыстными поступками , которые совершаются людьми из хороших побуждений. А я бы выбрала для вас высказывание Л.Н. Толстого. Я желаю, чтобы именно доброта, была тем самым качеством, которое вам больше всего хотелось бы иметь.

VII. Рефлексия; (1 минута);

Посмотрите на ваши парты, у вас там лежат смайлики. Возьмите пожалуйста тот, который соответствует вашим мыслям и эмоциям сейчас, показывает ваше впечатление от урока. Благодарю за активную и работу и хочу вам дать единственный совет! Спешите делать добрые дела!